Главная > Блог > Овцеводство > Рекомендации Национального Союза Овцеводов

Рекомендации Национального Союза Овцеводов

Для многих регионов России овцеводство является исконным видом деятельности, определяющим традиционный уклад жизни, занятость населения, сохранение обычаев и культуры. Но обладая высоким потенциалом развития, овцеводство в нашей стране все еще остается одним из самых слаборазвитых и недофинансированных направлений животноводства. Можно отметить низкую продуктивность поголовья и устаревшую материально-техническую базу овцеводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий.

В решении отраслевых проблем овцеводческим хозяйствам активно помогает Национальный союз овцеводов. Эксперты отрасли предлагают срочные и кардинальные меры по поддержке отечественных производителей шерсти. Какая же ситуация сложилась в отрасли, как преодолеть трудности – об этом рассказали руководители Союза в письме Правительству РФ для выработки решений, способных помочь овцеводам страны.

Ситуация в отрасли

Недостаточный уровень поддержки и слабая инвестиционная привлекательность привели к сокращению общего поголовья более чем в два раза к уровню 1990 года, в сельскохозяйственных организациях — более чем в десять раз. На 1 октября 2023 года поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий составило 21 млн 986,4 тыс. голов, в сельскохозяйственных организациях —3 млн 341,5 тыс. голов.

Наиболее актуальной данная проблема является для регионов Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на долю которых приходится основная часть всего овцепоголовья страны и вся производимая в России тонкая и полутонкая шерсть.

Сокрушительный сброс поголовья, прежде всего, тонкорунных и полутонкорунных пород овец стал следствием развала отечественной легкой промышленности в постсоветский период, отказа от школьной формы из шерстяных тканей и форменной одежды из полушерстяных тканей для силовых и ведомственных структур, засилием дешевого импортного ширпотреба, в основной своей массе, синтетического.

Несмотря на то, что ситуация в экономике страны стабилизировалась, российским производителям овечьей шерсти по-прежнему не удалось закрепиться на собственном рынке и произвести импортозамещение производимого ими сырья.

Так в 2022 году сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности было произведено 46 тыс. тонн натуральной овечьей шерсти. Однако переработано предприятиями легпрома всего 15 тыс. тонн, еще 6,5 тыс. тонн экспортировано. В то же время, ввезено в Россию почти 5,5 тыс. тонн шерсти, из которых только 477 тонн — это тонкая и полутонкая шерсть. Остальная —грубая и полугрубая. Кроме этого, перерабатывающие предприятия активно импортируют топс - мытую, расчесанную и уложенную в форме ленты тонкую или полутонкую шерсть.

По мнению Национального союза овцеводов, представляющего интересы российских производителей шерсти и научного сообщества, необходимость закупки за рубежом шерсти и топса, в условиях, когда в России производится достаточное количество всех видов шерсти —от тонкой до грубой, представляется неочевидной и, более того, ставящей под вопрос само существование отечественного тонкорунного овцеводства.

Учитывая, что овцеводство является экономически значимой составляющей для ряда регионов России, а также играет большую социальную роль, аккумулируя трудовые ресурсы, в частности, в республиках Северного Кавказа, Калмыкии, Забайкалье, Тыве и др. регионах, Национальный союз овцеводов РФ на данный момент инициирует разработку межведомственной целевой программы по развитию овцеводства и переработке продукции отрасли в Российской Федерации, уделив в ней особое внимание тонкорунному и полутонкоруному овцеводству. Одним из инструментов в этом процессе должна стать введение повышенных таможенных пошлин на ввозимую в Российскую Федерацию мытую овечью шерсть и топс.

Объединение всех звеньев цепи

Одной из основных причин неудовлетворительного состояния шерстяного хозяйства Российской Федерации является отсутствие единой концепции его развития. Шерстяное хозяйство —это многокомпонентный комплекс, куда входят: овцеводство и козоводство, сфера реализации немытой шерсти и пуха, первичная обработка сырья, реализация мытой шерсти и шерстеперерабатывающая промышленность (прядильная, текстильная, трикотажная и др.). Ни один из участников этого комплекса не может существовать изолированно от смежных звеньев, а только на основе интеграции и единых требований к методам оценки сырья, а также достоверной информации о его объемах и свойствах.

Между тем, овцеводство, как сырьевая база для промышленности, и промышленность, перерабатывающая получаемое от овцеводства сырье, в отличие от международной практики, не имеют тесных взаимосвязей между собой и функционируют изолированно. У переработчиков нет объективной информации о количестве и качестве производимого в стране шерстного сырья, а производители шерсти не знают о запросах, а также о требованиях, предъявляемых промышленностью к качеству и ассортименту сырья. Образуется большой разрыв между селекционерами, которые формируют и закладывают потенциальные возможности пород овец и переработчиками —требования потребителя и возможности и направления селекционной деятельности животноводов не координируются между собой.

Поэтому необходим системный подход к управлению производством и качеством шерстяной продукции на всех стадиях ее прохождения вплоть до готовых изделий. Это говорит о необходимости разработки межведомственной целевой программы развития шерстяного комплекса Российской Федерации (Минсельхоз России, Минпромторг РФ), основанной на учете и удовлетворении экономических интересов, хозяйственных возможностей и потребностей каждого из звеньев.

Главные проблемы и их обоснование

В этом контексте возрастает роль независимых испытательных лабораторий, способных —выполнять инструментальное измерение основных физико-технических свойств шерсти с использованием высокотехнологичного оборудования и обеспечивать необходимой информацией все звенья шерстяного хозяйства.

Целесообразно было бы ввести повышенную таможенную пошлину на ввозимую в Российскую Федерацию шерсть. Это связано с комплексом проблем, существующих в области производства и переработки шерсти, которые трактуются заинтересованными сторонами с разных, зачастую противоположных, точек зрения. Руководители перерабатывающих шерсть предприятий объясняют необходимость закупки шерсти и топса за рубежом, отсутствием в стране шерсти с нужными физико-техническими свойствами, прежде всего с параметрами тонины, длины и прочности.

Еще одна претензия текстильных предприятий — это наличие мертвого и цветного волоса в партиях шерсти. В российской тонкой шерсти он появляется в шерсти у овец, содержащихся в личных подсобных хозяйствах или на товарных фермах, где овцы грубошерстных пород содержатся вместе с тонкорунными овцами или, когда при стрижке шерсть грубая и тонкая перемешиваются. Для племенных овцеводческих хозяйств такие проблемы не характерны.

Наличие растительного сора в шерсти также считается недостатком. При промышленной сортировке на фабриках ПОШ его наличие в шерсти определяется органолептически. Но при инструментальной оценке содержание растительного сора зачастую оказывается гораздо меньшим, чем при глазомерном определении. Кроме этого, для удаления растительного сора можно применять карбонизацию, чем полностью нивелируется негативное влияние растительных примесей на качество производимой пряжи.

Характеристики российской шерсти

В целом, в Российской Федерации производится шерсть разных видов и наименований, отвечающая требованиям стандартов, которая может удовлетворить все запросы перерабатывающей промышленности. В частности, одно из требований фабрик по переработке шерстяного сырья — наличие шерсти разного сортиментного состава по тонине волокон, но преимущественно от 18 до 23 мкм. Именно такую шерсть производят племенные заводы Ставропольского края, Республики Калмыкия, Ростовской области, некоторых других краев и областей страны.

В 2022 году лабораторией по тестированию и сертификации качества шерсти ФГБНУ ВНИИплем было проведено исследование шерсти практически всех основных баранов в племенных предприятиях южных регионов России, которое показало, что шерсть животных этой половозрастной группы находится в диапазоне тонины от 18,96 до 25,38 мкм.

Шерсть баранов более грубая (обычно на 2-3 мкм), чем шерсть основного стада. С учетом этого шерсти требуемой тонины в Российской Федерации производится достаточно. Тем более что потребность в тонкой шерсти существенно меньше ее производства.

Импорт и экспорт шерсти

Всего Российская Федерация производит (по данным Росстата) около 46 000 тонн шерсти, пригодной для выработки широкого спектра изделий. В 2022 году 11 наиболее крупных фабрик страны переработали примерно 15 000 тонн натуральной шерсти, еще 6650 тонн было экспортировано за рубеж. Следовательно, более 24000 тонн произведенной шерсти не дошли до потребителя и остались не переработанными.

В то же время в 2022 году в Российскую Федерацию было импортировано 54 24 тонны натуральной шерсти, из которых 477 тонн — тонкая и полутонкая шерсть и 4 947 тонн — грубая и полугрубая. Кроме того, ряд предприятий ввозит в Россию топс, являющийся следующим этапом переработки шерсти после ее промывки. Импортный топс приобретают ОАО «Павлово-Посадский камвольный комбинат» (200 т), ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» (600 т) и ООО «Камтекс» (189 т). Но в России есть собственные предприятия, производящие топс, в частности, «Троицкая камвольная фабрика», ООО «Вулкам» (Квест-А) и другие.

Отечественные текстильные фабрики практически не используют шерсть, произведенную в Дагестане, Астраханской области и в ряде других регионов, считая ее неприемлемой для переработки. Но в Белоруссии, закупающей российскую шерсть, из нее производят вполне конкурентные по цене и качеству ткани. Кстати, Белоруссия является одним из крупнейших импортеров российской шерсти, занимая по этому показателю второе место после Китая. Стоит отметить, что экспортные поставки шерсти из Российской Федерации в 2022 году снизились на 22,4% по сравнению с уровнем 2021 года и составили 6,7 тыс. тонн при средней цене 1,7 доллара США (114,7 рублей за 1 кг).

Главная причина импорта грубой шерсти в нашу страну — это её низкая стоимость (от 27 до 75 рублей) по сравнению с отечественной. Российская грубая шерсть после промывки стоит 120-150 рублей. Поступившая по импорту грубая шерсть идет на предприятия по производству войлока и валенок. Потребность валяльно-войлочной промышленности в Российской Федерации составляет ориентировочно около 7-8 тысяч тонн шерсти, и она также почти полностью удовлетворяется за счет импорта, тогда как может — за счет внутреннего производства.

Какой выбор будет сделан?

Импорт шерсти и топса в условиях, когда остается невостребованной значительная доля произведенной в стране натуральной шерсти, нецелесообразен. Закупки шерсти за рубежом не стимулируют производство шерсти в Российской Федерации, не способствуют развитию и техническому переоснащению фабрик по первичной обработке (мойке) шерсти, не создают дополнительные рабочие места на селе, что может быть источником социальной напряженности.

Российские овцеводческие предприятия стоят перед выбором: продолжать заниматься производством шерсти или полностью перейти на производство баранины. Если не принять меры по защите шерстного овцеводства, то оно перестанет существовать как отрасль, а производство наиболее ценной тонкой шерсти в ближайшие годы значительно сократится, а в более отдаленной перспективе и вовсе исчезнет.

Следует иметь ввиду, что сдерживающим фактором широкого использования шерсти для производства тканей всегда будет ее более высокая по сравнению с химическими волокнами стоимость. И со временем стоимость натуральных волокон будет только расти. Но это не должно быть препятствием для создания режима наибольшего благоприятствования овцеводству, поскольку в противном случае российская легкая промышленность останется без экологичного и ценного отечественного сырья.

Кроме всего прочего, современные ткани и одежда, содержат много синтетических волокон и являются одним из главных источников загрязнения пластиком окружающей среды. Поэтому сохранение шерстного овцеводства необходимо и с точки зрения охраны окружающей среды —для сохранения планеты для последующих поколений.

Национальный союз овцеводов считает необходимым введение повышенных таможенных пошлин на импорт мытой шерсти и топса в Российскую Федерацию, как эффективной меры по сохранению шерстного овцеводства страны. В конечном итоге это послужит и развитию отраслей промышленности, связанных с переработкой шерстяного сырья.

Как будет решена проблема отечественного шерстяного овцеводства – пока не ясно. И очень важно обеспечить отрасль поддержкой на самых разных уровнях.