Главная > Блог > Новости > Тенденции развития рынка мяса в 2023 году

Тенденции развития рынка мяса в 2023 году

Объем мяса на рынке растет вместе с ценами на него – такой результат показали исследования экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр".

Тем, кто ведет свой бизнес производства мяса, эти экспертные данные помогут правильно выстроить процессы в хозяйстве.



Стабилизация объёмов производства

С начала нулевых и по 2022 год включительно объем производства мяса всех видов в Российской Федерации показывал невысокий, но устойчивый рост. Только в 2021 году темп этого роста стал заметно медленнее.

Ситуация исправилась в 2022 году. Объем произведенного товарного мяса вырос на 3,5% или почти на 400 тысяч тонн, в общем убойном весе этот показатель составил 744,2 тысячи тонн. По видам мяса рост объемов показало производство свинины - на 5,3% и мяса птицы - на 4,5%. Но снизилось производство говядины - на 3,2%, баранины и козлятины - на 2,5%, прочих видов мяса - на 3,3%.

За первое полугодие 2023 года совокупный показатель по мясу вырос на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5 583,2 тыс. тонн в убойном весе). Причем рост показали все виды мяса. Объемы свинины выросли на 4,7%, мяса птицы - на 1,5%, говядины - на 0,8%, баранины и козлятины - на 0,4%.

Рост экспортных поставок

В связи с ростом российского производства начался процесс стабилизации экспорта мясной продукции. 2023 год стал переломным в этом вопросе. Буквально год назад ввоз мяса и мясопродуктов за рубеж (исключая страны ЕАЭС и Иран) сокращался, показывая минус 17,3%. Интересно, что даже при таком сокращении на 4% выросла прибыль от этого вида экспорта.

В 2022 году самый существенный спад был отмечен в поставках на экспорт свинины, субпродуктам и шпику. Объемы экспортируемой говядины сократились незначительно. А вот экспорт мяса птицы активизировался и пошел в рост.

За первые полгода 2023 года общий показатель экспорта мяса и мясопродуктов увеличился почти на 7%, рост прибыли от поставок этого объема составил 0,2%.

Основные направления такого роста – восстановление объемов поставок свинины. Они показали рекордный рост – на 53,4%. Свиные субпродукты оказались также максимально востребованы на мировом рынке, увеличение их объемов на экспорт оказалось еще больше – на 78,8%.

Объемы отгрузок говядины и мяса птицы в первом полугодии снизились на 12,8% и 5,2% соответственно.

В фактическом выражении с января по июль лидирующую позицию по экспорту занимает мясо птицы (57,3%), на втором месте свинина (20,1%). Третья позиция у свиных субпродуктов (8,9%), четвертая – у говядины (6,3%), пятая – у индейки (5,4%).

Сокращение импорта

С начала прошлого года ввоз мяса на территорию нашей страны сократился почти на 15%, что оказалось на 4,6% больше в денежном выражении. Падение объемов произошло за счет сокращения поставок мяса птицы – почти в 2,5 раза. Также уменьшился поток ввозимой конины, баранины, свиных субпродуктов и шпика. А вот ввоз свинины и говядины немного вырос.

В первом полугодии 2023 года импорт мяса также сокращался, хотя и не так активно, как в прошлом году, всего на 1,4%. Падение показателя произошло в основном из-за сокращения импорта мяса свинины.

Рост цен на мясо

Как показали исследования АБ Центра, в России – самые низкие в мире цены на мясо.

С июля 2022 года по апрель 2023 года оптовые цены на самые ходовые виды мяса (мясо птицы и свинину) снижались по причине роста объемов производства.

Начиная со второго квартала 2023 года на ценообразование в отрасли влиял рост производства, низкие цены на корма. Но эти позитивные факторы оказались слабее ослабления рубля. Оно стало причиной роста себестоимости производства мяса, в котором значимое место занимают ввозимые из-за рубежа кормовые добавки, племенной материал, оборудование.

Самым существенным эксперты называют рост цен на говядину. Максимально высокими они были в апреле 2023 года. В последующие два месяца они ослабели, но уже к августу пришли к исходным значениям. Исследования рынка показывают, что при таком раскладе на цены на говядину сможет существенно повлиять отсутствие покупательского спроса на этот вид мяса по высоким ценам.


Аналитические данные помогают управляющим сельхозкомпаниями принимать правильные решения в плане экономики, стратегии и развития хозяйств. В то же время, аналитические отчеты готовятся на основе данных, предоставляемых этими же компаниями в различные органы и структуры (статистические, контролирующие). Для того, чтобы передача таких сведений не отнимала много времени, была исключена возможность ошибок, компания МАТРИЦА создала и внедряет различные программные продукты, значительно оптимизирующие процесс ввода и передачи данных.

Ознакомиться с нашими продуктами можно здесь https://www.matrix24.ru/products/